Посадки

Система отверстия и система вала

При стандартных посадках обязательно должна совпадать с нулевой линией либо

нижняя граница поля допуска отверстия (в системе отверстия), либо верхняя граница поля допуска вала (в системе вала). Поле допуска отверстия, у которого нижняя граница совпадает с нулевой линией (нижнее отклонение равно нулю), обозначается буквой А и цифрой класса точности, например А,, А, А2а, А3 и т. д.

Индекс для 2-го класса точности (в обеих системах) опускается.

Таким образом, для отверстий А номинальный размер является наименьшим предельным размером, а поле допуска направлено в сторону увеличения

отверстия (в тело изделия); для валов В номинальный размер является наибольшим предельным размером, а поле допуска направлено в сторону уменьшения вала (также в тело). Отверстия А и валы В называются основными. Сочетание основного отверстия и основного вала дает посадку, наименьший зазор

которой равен нулю. Такие посадки в системе ОСТ называются посадками скольжения или скользящими посадками.

Отклонения основных отверстий и валов в системе ОСТ для интервала размеров 0,1 —10 000 мм приведены в таблице 5. Посадки с отверстиями А составляют в совокупности систему отверстия, посадки с валами В — систему вала.

Отклонения основных отверстий и валов в системе ОСТ
Таблица 5

На фиг. 1 и 2 приведены схемы расположения полей допусков для посадок 2-го класса точности ОСТ в системе отверстия (фиг. 1) и в системе вала (фиг. 2).

Фигура 1

 

Фигура 2

Система отверстия пользуется преимущественным распространением в машиностроении. Преимущества этой системы связаны прежде всего с меньшими затратами на инструмент. При определенном номинальном размере развертки, выполняемые для изделий с допусками по системе отверстия, будут иметь постоянные предельные отклонения в соответствии с предельными размерами основного отверстия.

Тем самым резко сокращается номенклатура разверток в производстве по

сравнению с условиями выполнения деталей по системе вала. Вместе с тем

уменьшается номенклатура калибров-пробок, которые дороже калибров для

проверки валов (скоб). Это относится и к другим измерительным средствам, поскольку установка приборов для внутренних измерений сложнее и, как

правило, требует больших затрат, чем установка приборов -для наружных измерений.

В ряде случаев выбор системы отверстия диктуется конструктивными соображениями и технологией сборки.

 

Так, например, необходимость осуществить неподвижную посадку детали на

вал на большом удалении от его свободного конца вынуждает отказаться от

гладкого вала и выполнить его с уступом, вследствие чего отпадает основное

технологическое преимущество системы вала.

Однако возможность и необходимость выполнения в ряде других случаев валов без уступов и отсюда целесообразность выбора системы вала также не

вызывают сомнений. Преимущества системы вала сказываются во всех случаях

пользования тянутым материалом без какой-либо обработки (например, валы

трансмиссий, валы в сельскохозяйственном машиностроении, трубы в авиастроении и велосипедном производстве, гладкие валики в шарнирных сочленениях и т. д.). Упрощение технологии при этом, как правило, имеет большее

значение, чем дополнительные затраты на инструмент, обусловленные отказом

от системы отверстия.

Государственные стандарты допусков и посадок регламентируют обе системы — отверстия и вала. Все посадки как в системе отверстия, так и в системе вала разделяются на три группы. Перечень и обозначения всех посадок, принятых в различных классах точности по системе ОСТ, приведены в табл. 4.

 

Таблица 4

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять