Фиг. 650. Статически неуравновешенное тело.
Фиг. 651. Изгиб статически неуравновешенного тела при вращении.
Фиг. 652. Пара сил, изгибающая ось тела при динамической неуравновешенности.
Всякое тело может находиться в статическом и динамическом равновесии. При статическом равновесии тело находится в состоянии покоя в любом положении по отношению к своей оси, т. е. центр тяжести тела совпадает с осью вращения; при динамическом равновесии тело вращается спокойно, без толчков, без вибрации.
Тело, находящееся в динамическом равновесии, будет и статически уравновешено. Но статически уравновешенное тело может быть динамически неуравновешенным.
На фиг. 650 показано тело статически неуравновешенное, т. е. центр тяжести его не совпадает с осью изделия, а находится па расстоянии К. Такое тело, положенное на призмы, стремится повернуться, т. е. будет выходить из состояния покоя без приложения посторонней силы до тех пор, пока центр тяжести не переместится в низшее положение. При наличии и статической неуравновешенности вращающееся тело будет изгибаться, как показано на фиг. 651.
Динамическую неуравновешенность нельзя обнаружить в состоянии покоя, по при вращении (фиг. 652) возникающая пара сил р, действующих на расстоянии Z, изгибает ось тела и создаёт на опорах усилия, направленные в разные стороны.
Из фиг. 652 видно, что при приближении I к нулю динамическая неуравновешенность уменьшается, также приближаясь к пулю. Поэтому изделия вроде шкивов или маховиков подвергаются только статической балансировке, так как у них величина I мала, ввиду чего динамическая балансировка не производится (за исключением маховиков для очень быстроходных двигателей, как авиационные и др.).
Изделия, у которых величина I может достигать значительных размеров, вроде коленчатых валов автотракторных и авиационных двигателей, должны подвергаться динамической балансировке. Чем больше число оборотов изделия, тем сильнее влияние динамической неуравновешенности. Как статическая, так и динамическая неуравновешенность во вращающихся телах может быть исправлена добавлением груза, заливкой свинца и другими способами, или, наоборот, удалением с изделия части материала, обусловливающей неуравновешенность тела, путём высверливания, фрезерования и т. д.
Фиг. 653. Статическое уравновешивание.
Статически уравновесить тело, показанное на фиг. 650, можно, располагая груз любого веса таким образом, чтобы произведение веса этого груза на расстояние его до оси вращения равнялось произведению веса дисбаланса l на расстояние его до оси вращения. Если дисбаланс обозначим Р1, а его расстояние до оси Кг (фиг. 653), то изделие статически уравновесится противовесом Рг или Р3 и т. д., так чтобы
изделие, статически уравновешенное противовесом Р2 или Р3, динамически не будет уравновешенным, так как образуется пара сил (фиг. 652), которая, как было сказано выше, будет изгибать ось изделия и создавать вибрацию.
Динамически изделие может быть уравновешено, как показано на фиг. 654, грузом Р0 на расстоянии R при условии, что Р1К1 = PnR и что уравновешивающий груз Р0 находится в плоскости дисбаланса.
Но уравновешивающий груз Р3 можно заменить двумя грузами Р2 и Р3 и более (фиг. 654) при условии, что Р2 + Р3 = Р0 и Р2 l2=Р3l3, т. е. чтобы равнодействующая слагающих грузов находилась в плоскости грузов Р0 и Pt; иначе говоря, абсолютные величины грузов Р2 и Р3 должны быть обратно пропорциональны их расстоянию от точки приложения дисбаланса.
Фиг. 654. Динамическое уравновешивание.
Балансировка производится на специальных балансировочных станках, которые разделяются на станки для статической и динамической балансировки.
Станки для статической балансировки применяются, как было сказано выше, для изделий, имеющих малую длину (маховики, шкивы, колеса автомобилей и др.).
Станки для динамической балансировки применяются для длинных изделий (коленчатые валы авто- и авиамоторов и др.).