Притирка служит для окончательной отделки предварительно отшлифованных деталей; она производится путём выравнивания малейших неровностей поверхности изделия.
В единичном производстве и в авторемонтных мастерских притирка обычно заменяется полировкой на простых токарных станках ручными колодками с наждачной бумагой; в крупносерийном и массовом производствах притирка ведётся на специальных станках.
Для притирки каждой отдельной шейки на станке имеются специальные шарнирные рычаги, которые имеют на концах два полуподшипника с 4—6 абразивными брусками (фиг. 83).
Кроме вращательного вал имеет ещё прямолинейно-поступательное движение с ходом около 2—3 мм.При работе шейки поливаются керосином.
Фиг. 83. Головка для притирок шеек коленчатого вала.
После 2—3 мин. работы шейки притёрты, и станок автоматически останавливается, притиры раскрываются и поднимаются кверху. Вал в это время снимается и заменяется новым. Такой способ притирки называется хонинмро-цессом. Абразивные бруски можно заменить чугунными притирами, которые поливаются маслом с тончайшим порошком зернистостью 200 —240; такой метод притирки называется ланпинг-процес-с о м. Заменяя абразивные или металлические притиры шлифовальным полотном с мелким наждаком, получим процесс полировки на том же станке, дающий яркий глянец на шейке вала. Наждачное полотно
автоматически меняется при помощи двух катушек, посредством которых это полотно после полировки шейки перематывается с
одной катушки на другую. Такие же методы чистовой отделки поверхностей можно применять при обработке шпинделей, заменяя специальные станки приспособленными токарными станками.
При особо высоких требованиях к чистоте шеек иногда, кроме описанного выше процесса, вводят ещё полировку шеек мягкими войлочными кругами с наждачной пылью.
Притирку и полировку коротких цилиндрических изделий, вроде поршневых пальцев, осуществляют на специальных станках.
Полировка изделий производится между двумя чугунными или (реже) абразивными дисками, расположенными эксцентрично по отношению друг к другу (фиг.86), что создаёт при вращении обоих дисков, или только нижнего, движение качения и скольжения. Таким образом, притирка происходит при вращении дисков по кривой, указанной на фиг. 87.
Изделия вставляются в специальную обойму, находящуюся между дисками. При чугунных дисках полировка производится при помощи масла с наждачным порошком; при абразивных дисках применяется только охлаждение. Точность станка — 0,002 —0,003 мм. Припуск под полировку оставляется 0,004-0,020 мм.
Фиг. 86. Смещение нижнего диска у станка для полировки коротких цилиндрических изделий.
Фиг. 87. Движение изделия на станке для полировки коротких цилиндрических деталей.