Фиг. 505. Обработка кулачка на токарном станке при помощи копира.
Обработка кулачков может производиться обточкой, фрезерованием, шлифованием и долблением.
На фиг. 505 показана обточка кулачка па токарном станке при помощи копира К, который расположен на одной оправке с изделием.
В суппорте закреплены резец и ролик, который соприкасается с копиром и осуществляет поперечную подачу при продольной подаче самоходом.
Но на токарном станке производить обработку кулачков при помощи вращающегося копира можно только при наличии в конфигурации кулачка небольшой разницы между наибольшим и наименьшим радиусами.
Фиг. 506. Обработка кулачков на токарном станке.
В противном случае необходимо применять специальный качающийся суппорт, при помощи которого можно вести обработку резцом с нормальными углами резания, что наглядно видно из фиг. 506; положения кулачка— А, В, С и D, при положении кулачка В и D пунктиром показаны правильные рабочие положения резца; при положении кулачка D резец, находящийся в обычном положении (изображен сплошными линиями), вообще не может резать.
Для качания суппорта применяется добавочный копир, который меняет положение резца.
Таким образом производится одновременная обточка всех кулачков распределительных валиков авто- и авиамоторов на специальных много-резцовых станках.
Фиг. 507. Схема обработки кулачков на универсальном копировальном станке.
Фиг. 508. Схема фрезерования кривых поверхностей по копиру на горизонтально-фрезерном станке.
На фиг. 507 показана схема обработки кулачков на универсальном копировальном станке; Е — фреза, D— изделие и М —копир.
Схема фрезерования кривых поверхностей по копиру на вертикально- или горизонтально-фрезерных станках показана на фиг. 508; А — ролик; Б — копир, В —фреза, Г — изделие, Д — червячная передача, Р — груз, создающий плотное прилегание Б к А.
Фиг. 509. Автоматический станок для фрезерования кулачков.
При обработке большого количества кулачков разных конфигураций целесообразно применять специальные автоматические станки (фиг. 509); М — копир, L — ролик, Р —фреза.
Шлифование кулачков производится или на фрезерных станках с заменой фрезы пальцевым шлифовальным кругом, или на круглошлифовальных станках с качающимися по копиру бабками, закрепляющими оправку или валик с кулачками.
Таким методом шлифуются много кулачковые распределительные валики авто и авиамоторов с последовательной шлифовкой каждого кулачка поочерёдно.