Фиг. 124. Обточка длинных, тонких валов.
Методы обработки приводных валов ничем особенно не отличаются от обработки ходовых винтов и валов. Для заготовки приводных валов обычно применяется горячекатаный или холоднотянутый круглый материал.
Горячекатаный материал правится на правильно-рихтовальном станке, после чего либо обдирается на бесцентрово-обдирочном станке и шлифуется на бесцентрово-шлифовальном, либо после зацептровки обтачивается на токарном станке и шлифуется на кругло-шлифовальном.
Фрезерование шпоночных канавок было описано выше.
Обработка тонких валиков производится иначе. На фиг. 124 показан метод обточки на токарном станке тонкого валика диаметром 3 мм из прутка диаметром 6 мм при помощи режущего инструмента типа резьбовой плашки (лерки), по без винтовой резьбы внутри.
Патрон плашки укрепляется в резцедержателе; суппорт устанавливается строго по оси шпинделя; пруток зажимается одним концом в патроне.
При обточке суппорт подаётся обычным способом по направлению к передней бабке, причём плашка охлаждается маслом. Не обточенной остаётся только часть вала, зажатая в патроне.
На фиг. 125 показана обточка длинного вала в неподвижных люнетах, выполняемая на токарном станке при отношении длины вала к диаметру примерно 30—40. В первой операции протачивается один конец вала, для чего предварительно надевается втулка А, тщательно центрируется при помощи нажимных болтов и после этого устанавливается в люнете.
Фиг. 125. Работа в неподвижном люнете со втулкой.
Во второй операции вал устанавливается в люнет на проточенную поверхность, а второй люнет со втулкой, как и в первой операции, ставится на необработанную поверхность. В третьей операции протачивается середина валика также при помощи двух люнетов, устанавливаемых на проточенные поверхности.
Валики такой формы значительно удобнее обтачивать с подвижным люнетом, если таковой имеется и может быть установлен па каретке (фиг. 126).
Фиг. 126. Работа с подвижным люнетом.
Иногда при изготовлении, а чаще при ремонте длинных деталей (как то: приводных валов, ходовых винтов и валиков и др.), оказывается, что расстояние между центрами станка меньше длины детали; в таком случае можно использовать следующий метод установки и крепления детали, показанный на фиг. 127.
На конец шпинделя А навёртывается втулка Б, [в которую вставлен центр В; деталь пропускается сквозь шпиндель и центрируется центром В и вторым центром с задней бабки. Хомутик для вращения детали крепится обычным способом для вращения детали.
Фиг. 127. Установка детали длиной больше расстояния между центрами станка.