Система допусков и посадок ОСТ

Определение основных понятий здесь даны по стандарту (ОСТ 1001, 1002, 1003).

а) Номинальный размер есть основной расчётный размер.

Примечание. При установлении номинальных размеров для валов

и отверстий необходимо расчётные размеры округлять, подбирая ближайшие к ним размеры из ряда нормальных диаметров по ОСТ 34.

б) Действительным размером называется тот, который получается непосредственным измерением.

в) Предельными размерами называются размеры, между которыми может колебаться действительный размер.

Один из них называется наибольшим предельным размером, другой — наименьшим.

г) Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

д) Верхним отклонением называется разность между наибольшим предельным размером и номинальным размером.

Нижним отклонением называется разность между наименьшим предельным размером и номинальным размером.

Действительным отклонением называется разность между действительным и номинальным размером.

а) При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают внешнюю, «хватывающую поверхность и внутреннюю, охватываемую поверхность.

Один из размеров соприкасающихся поверхностей носит название охватывающего размера, а другой — охватываемого.

Для круглых тел охватывающая поверхность носит общее название — отверстие, охватываемая — вал, а соответствующие размеры — диаметр отверстия и диаметр вала.

Примечание. В дальнейшем все понятия и определения, устанавливаемые для круглых тел, соответственно распространяются и на некруглые тела.

б) Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала, создающая свободу их относительного движения.

Наибольшим зазором называется разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

Наименьшим зазором называется разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Допуски и отклонения (по ОСТ)

Допуски и отклонения (по ОСТ).

Зазоры (по ОСТ)

Зазоры (по ОСТ).

 

в) Натягом называется отрицательная разность между диаметром отверстия и диаметром вала до сборки, создающая после сборки неподвижные соединения.

Наибольшим (по абсолютному значению) натягом называется разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Наименьшим (по абсолютному значению) натягом называется разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

г) Допуском зазора или натяга называется разность между наибольшим и наименьшим зазором или наибольшим и наименьшим натягом.

Следствие. Допуск зазора или натяга равен сумме допусков вала и отверстия.

д) У обеих деталей соединения номинальный размер вала и отверстия должен быть один и тот же. Он носит название — номинальный размер соединения.

е) Посадка определяет характер соединения двух вставленных одна в другую деталей и обеспечивает в той или иной степени за счёт разности фактических размеров свободу их относительного перемещения или прочность их неподвижного соединения.

Посадки разделяются на две основные группы;

1) посадки для свободного движения, при которых обеспечивается возможность относительного перемещения соединённых деталей во время службы;

2) посадки неподвижные, при которых во время работы не должно происходить относительного перемещения соединённых деталей.

 

Система допусков. Классы точности. Типы посадок. Обозначения

а) Системой допусков называется планомерно построенная совокупность допусков и посадок.

б) Система допусков подразделяется: 1) по основанию системы—на систему отверстия и на систему вала, 2) по величине допусков — на несколько степеней классов) точности и 3) по величине зазоров или натягов — на ряд посадок.

в) Система отверстия (фиг. 27) характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесённых к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры отверстия остаются

постоянными. Осуществление различных посадок достигается за счёт соответствующего изменения предельных размеров вала.

В системе отверстия номинальный размер является наименьшим предельным размером отверстия.

г) Система вала (фиг. 28) характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесённых к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры вала остаются постоянными. Осуществление различных посадок достигается за счёт соответствующего изменения предельных размеров отверстия. В системе вала номинальный размер является наибольшим предельным размером вала.

Следствие. Обе системы являются несимметричными предельными, причём допуск отверстия в системе отверстия всегда будет направлен в сторону увеличения отверстия (в тело), а допуск вала в системе вала — в сторону уменьшения вала (в тело).

д) При графическом построении допусков пользуются понятием «нулевая линия». Нулевая линия служит началом отсчёта отклонений от номинального размера, причём в системе отверстия она определяет размер наименьшего отверстия, а в системе вала — наибольшего вала.

е) В зависимости от величины допусков зазора и натяга при одинаковых посадках и одних и тех же номинальных диаметрах различают посадки разной степени точности, группируемые по отдельным классам точности.

Установление нескольких классов точности имеет целью применение в производстве наипростейшего оборудования и наипростейших методов обработки применительно к отдельным объектам производства. Все классы точности образуют две группы.

ж) Для соединений, требующих во всех случаях вполне отчётливого характера, применяются классы точности первой группы, обозначаемые 1, 2, 3,— в порядке убывающих степеней точности.

Классы обозначаются арабскими цифрами в виде индексов к обозначениям посадок.

Примечания. 1. Для облегчения начертания во втором классе точности ввиду большого его распространения индекс 2 опускается.

2. Разрешается обозначать классы точности арабскими цифрами в строчку с обозначением посадок во всех случаях, когда это вызывается удобством начертания.

з) Для более грубых соединений применяются классы точности 2-й группы, обозначаемые 4, 5, 6,— в порядке убывающих степеней точности.

и) Посадкам присваиваются следующие наименования и обозначения (в порядке убывающих натягов и возрастающих зазоров):

Неподвижные посадки

Горячая – Гр

Прессовая – Пp

Глухая – Г

Тугая – Т

Напряжённая – Н

Плотная – И

Подвижные посадки

Скользящая – С

Движения – Д

Ходовая – X

Легкоходовая – Л

Широкоходовая – Ш

к) Основания систем обозначаются: отверстие буквой А, вал —В.

Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначаются буквами а цифрами соответствующих им посадок и классов точности.

л) В отдельных случаях, при невозможности по техническим и экономическим условиям уложиться в допуски, предписываемые системой, разрешается пользоваться комбинацией из отдельных элементов посадок системы отверстия и системы вала или комбинацией элементов посадок разных классов точности.

м) В отдельных, особо исключительных случаях, при наличии достаточного обоснования допускается пользование не входящими в систему «индивидуальными» допусками.

н) Допуски для размеров поверхностей, не входящих в какое-либо соединение, или же не влияющих непосредственно на характер соединения, носят название допусков свободных размеров.

 

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять