Теория механизмов и машин

Теория механизмов и машин — наука, в которой рассматриваются:

1) вопросы анализа механизмов, позволяющие установить структуру и закон движения ведомого звена по заданному движению начального звена или по заданным внешним силам;

2) методы кинетостатического расчета механизмов;

3) методы синтеза частных механизмов и другие вопросы, возникающие перед конструктором и исследователем при создании новых машин.

 

По содержанию курс теории механизмов и машин обычно делится на две части: кинематику механизмов и динамику машин.

В кинематике механизмов изучаются вопросы структурного и кинематического анализа; устанавливается структура механизма и определяются траектории, перемещения, скорости и ускорения отдельных точек звеньев, а также размеры звеньев по заданным условиям, например по положениям ведомого звена, закону его движения и т. д.

 

В динамике машин рассматриваются методы определения движения звеньев механизма под действием внешних движущих сил и сил сопротивления.

Силы задаются в зависимости от тех процессов, которые происходят в машине. Например, в двигателе внутреннего сгорания, приводящем в движение генератор электрического тока, движущей силой является давление расширяющегося газа на поршень, а силами сопротивления — сопротивление ротора генератора вращению и т. д.

Кроме того, в этом разделе курса изучаются силы, действующие на звенья механизмов; рассматриваются вопросы регулирования движения, уравновешивания сил инерции и др. Теория механизмов и машин как наука позволяет проектировать механизмы, применяемые в различных рабочих машинах, автоматах, автоматических линиях, транспортных машинах и пр.

Однако в настоящее время недостаточно ограничиваться обычно рассматриваемыми в курсах теории механизмов и машин методами исследования, чтобы с полной ясностью производить расчет и исследование сложных машин-автоматов и автоматических линий. Необходимо прежде всего уметь выполнять расчеты и исследовать для автоматов специфические механизмы, например, с периодической остановкой ведомого звена, управления и регулирования, блокирующие и предохранительные, а также выполняющие всякого рода контрольные функции.

Кроме того, в автоматах и автоматических линиях применяются электрические, гидравлические и пневматические механизмы, совершенно не рассматриваемые в курсах теории механизмов и машин. Поэтому механизмы автоматов и полуавтоматов изучаются в отдельном курсе «Автоматика».

Детальное изучение теории механизмов и машин особенно важно для конструкторов и инженеров-механиков, проектирующих или эксплуатирующих новое высокопроизводительное оборудование, удовлетворяющее повышенным требованиям точности.

В связи с ростом рабочих скоростей и нагрузок на отдельные звенья машин все расчеты, связанные с их проектированием, необходимо производить возможно более тщательно, начиная с исправления предварительно выбранных схем отдельных механизмов и кончая определением нагрузок.

При этом немаловажное значение имеет выбор расчетной модели механизма, т. е. пренебрежение или учет определенных физических свойств материала звеньев, например упругости, гибкости, вязкости и др., следовательно, такой модели, в отдельных звеньях которой нагрузки мало отличались бы от нагрузок в реальных механизмах.

Это имеет особенно важное значение при проектировании таких уникальных машин, как шагающие экскаваторы, блюминги и др., постройка опытных образцов которых из-за большой стоимости исключена.

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять